Ситуация, связанная с пассажиропотоком по маршруту Даугавпилс – Рига и обратно, стала критической. С этим соглашаются все, а реальных решений пока нет. Единственный, кто решил найти выход из положения и вернуть автобусные перевозки – Даугавпилсский автобусный парк, возглавляемый главой Сергеем Михайловым и коммерческим директором Артемом Венгревичем.
А проблема с перевозками пассажиров в Ригу и обратно появилась фактически весной, когда ДАП решил отказаться от предоставления услуг по перевозке пассажиров в столицу и обратно.
Коммерческий директор ДАП это объяснил следующим образом: «На этом маршруте изначально была низкая рентабельность. За последние полтора года мы стали постепенно сокращать количество рейсов по маршруту Даугавпилс – Рига и обратно. В начале в день мы отправляли четыре автобуса, потом количество рейсов сократили до трех, затем до – двух. Однако все это никакого эффекта не дало, поэтому мы решили вообще отказаться от этих коммерческих рейсов».
Следует отметить, что еще один перевозчик – AS Nordeka – прекратил рейсы Даугавпилс – Рига сразу, как только стало известно, что пассажирские перевозки не будут датироваться, а автобусным перевозчикам было предложено осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.
А все началось с идеи предыдущего министра сообщения Талиса Линкайтиса, который решил пассажиров с автобусов «пересадить на поезда». Идея, надо сказать не новая, такой подход сегодня есть у многих стран ЕС. Этим же курсом последовал и преемник Линкайтиса Янис Витенбергс. Вот только оказалось, что пассажиров с автобусов безусловно можно пересадить на железнодорожный транспорт за отсутствием альтернативы, но, как показали недавние события, VS Pasažieru vilciens с огромным пассажиропотоком на маршруте Рига – Даугавпилс не справляется.
Не так давно городская пресса поведала рассказы горожан, которым не было суждено в одно прекрасное утро вообще уехать в Ригу. Состав поезда оказался переполнен: люди были вынуждены более трех часов либо стоять, либо сидеть на грязном полу. Но если бы только это. Так около тридцати горожан вообще не смогли поехать в столицу, оставшись на перроне!
Такая ситуация, конечно, могла не произойти, если бы не идея Линкайтиса, которую затем перенял Витенбергс – лишить полностью дотаций автобусным перевозчикамтьь , а все эти деньги перенаправить для поддержания пассажирских перевозок по железной дороге. Тем самым, автобусному парку Даугавпилса фактически пришлось с собственного кармана дотировать маршруты из Даугавпилса в Ригу, а это – большие убытки. Только ни один коммерсант, естественно, не станет работать себе в убыток.
Кстати, решение не дотировать автобусные пассажирские перевозки на маршрутах, по которым возможно железнодорожное сообщение представитель Автотранспортной дирекции Виктор Закис объяснил так: «Мы, как организация, обязана заботиться о разумных расходах и искать наиболее экономически обоснованные способы, как обеспечить перемещение пассажиров. Это главное обоснование, тем более что поезд гораздо быстрее, дешевле и пассажиры это оценивают».
Вот мы и получили то, что получили: переполненные вагоны, в которых пассажиры вынуждены три с половинной часа стоять до самой Риги. Комфорт неописуемый! Хотелось, чтобы этот самый «заботливый» Закис прибыл бы на вокзал в Даугавпилсе на утренний поезд за минут двадцать до его отправления и попробовал бы купить билет. А если бы это удалось, то путь и постоял бы вплоть до самой Риги. Интересно, какую бы он песенку запел.
Когда проблема вылезла наружу, городская дума несколько лениво зашевелилась, направив письмо в ГАО «Латвияс дзелзцельш» с просьбой как-то решать проблему. Решение проблемы оказалось весьма оригинальной, но не эффективной. По железнодорожному маршруту Рига – Даугавпилс – Рига был запущен дополнительный, ночной поезд, который из Риги отходит в 21:01, а из Даугавпилса в 3:25 с прибытием в столицу в 7:00.
Когда Pasažieru vilciens запустил дополнительный ночной поезд Рига – Даугавпилс – Рига, мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш на своей страничке с восторгом написал: «Приятная новость для тех жителей, которые для поездок в Ригу и обратно используют железнодорожное сообщение: с середины июня начнут курсировать ночные поезда. Сам Андрей Элксниньш в Ригу передвигается на комфортабельном муниципальном автотранспорте, за счет даугавпилсских налогоплательщиков, а не в душных железнодорожных вагонах заполненными под завязку пассажирами.
И так: с 11 июня поезд «Рига-Даугавпилс» из столицы будет отправляться в 21:01, а прибывать в Даугавпилс – в 0:32.
С 12 июня поезд «Даугавпилс-Рига» будет отправляться от нашего вокзала в 3:25, а прибывать в столицу в 7:00.
Необходимо отметить, что решение о введении этих рейсов поездов Автотранспортная дирекция приняла на основании письма, полученного от Даугавпилсской городской думы с просьбой внести изменения в расписание».
Только восторг этот оказался преждевременным и необоснованным. Мы поинтересовались в Pasažieru vilciens насколько заполняется этот ночной поезд?
Рейсы N 823 Даугавпилс (3:02) – Рига (7:00) и N 824 Рига (21:01) – Даугавпилс (0:32) AS Pasažieru vilciens осуществляет дизельным поездом с тремя вагонами на 210 посадочных мест. В рейсе Даугавпилс – Рига посадочные места в рабочие дни заполняются в среднем на 70%, в выходные – меньше. В свою очередь в рейсе Рига – Даугавпилс в рабочие дни посадочные места заполняются полностью. Но самое большое количество пассажиров в обе стороны заполняют вагоны в зонах А и В – с Риги до Огре и с Огре до Риги, - рассказала руководитель отдела маркетинга и коммуникации Сигита Звиедре.
Из Даугавпилса в Ригу ночным поездом отправляются всего лишь несколько человек. Преимущественно это те, кто едет в деловые командировки или в аэропорт. Больше их по понедельникам. Это даугавпилчане, которые по понедельникам отправляются в столицу на неделю на работу.
И вот ведь какая штука получается. Когда наружу вылезла пренекрасивейшая ситуация с тридцатью оставшимися на перроне даугавпилчанами, Андрей Элксниньш тут же переменил окраску, заявив: «В какой-то момент Министерство сообщения сказало, что везде, где есть железнодорожное сообщение, людям надо ездить на поездах, однако, как известно, во многих регионах электрификации до конечных остановок нет. С одной стороны, государство объявило приоритетом железнодорожное сообщение, а с другой отказалось от электрификации. Закупает новые поезда только для электрифицированных линий, а дизели не закупает.
Когда железнодорожный транспорт вдруг стал популярным, государство не ожидало, что люди поедут и у него нет необходимого числа и вместимости вагонов, чтобы обеспечить спрос. Кроме этого, из-за санкций против России они не могут отремонтировать весь свой подвижной состав. В итоге им приходится на вторичном рынке Эстонии закупать старые вагоны так как в Латвии особенная ширина путей, и мы не можем закупать б/у вагоны из других стран.
В итоге регионы, где нет электрификации могут вообще остаться без железнодорожного сообщения. Если так и дальше будет продолжаться, то через 3-5 лет мы будем в Ригу ходить пешком.
Если Pasažieru vilciens не сможет обеспечить всех желающих местами, Автотранспортной дирекции придется возобновить автобусные перевозки».
И вот напрашивается вопрос: а почему, собственно, Даугавпилсская дума во главе с Элксниньшем, любящим порассуждать «о жизни» на подконтрольном мэру портале gorod.lv заместителем мэра Валерием Кононовым и совершенно бездарным первым замом Алексеем Васильевым, палец о палец не ударили, чтобы сохранить автобусные маршруты из Даугавпилса до Риги? Тем более, что ДАП является муниципальным коммерческим предприятием!
Кто-то наверняка скажет, мол, а что мог сделать мэр, если таково решение самого министерства! Но ведь смогла же Резекненская дума отстоять автобусные перевозки из Резекне в Ригу! Несмотря на то, что из столицы в Резекне ходят пассажирские поезда. И если до Даугавпилса за сутки идут четыре (с ночным – пять) поезда, то в Резекне – три (два по маршруту Рига – Резекне II – Зилупе и один Рига – Резекне II). При этом из Резекне в Ригу и обратно курсируют шесть-семь автобусов! И это при том, что в Резекне, по данным Центрального статистического управления, на начало 2022 года проживало 26,5 тыс. жителей в то время, как в Даугавпилсе – 78,1 тыс.
О чем это говорит? Перво-наперво о том, что, в отличии от пришлого Элксниньша, мэр Резекне, между прочим, еще недавний сопартиец Элксниньша, Александр Барташевич, будучи коренным резекненцем, хороший хозяйственник, делающий все возможное для резекненцев, что бы о нем не говорили. Поэтому нет сомнения, что самоуправление Резекне во главе с Барташевиче не сидело сложа руки, как это сделали руководители Даугавпилсской думы, а нашли для Министерства сообщения железные аргументы, чтобы сохранить и автобусное сообщение.
Но если нынешнему руководству Даугавпилсской думы во главе с рижанином Андреем Элксниньшем безразличны проблемы города и горожан, то есть люди, которые душой болеют за родной город.
Как рассказал руководитель Даугавпилсского автобусного парка Сергей Михайлов, ДАП обратился в Автотранспортную дирекцию с просьбой возобновить регулярные автобусные пассажирские перевозки, которые мог бы осуществлять ДАП (на сегодняшний день ДАП осуществляет в столицу и обратно один рейс по пятницам и воскресеньям по маршруту Даугавпилс – Илуксте – Вецумниеки – Рига и обратно).
Руководство ДАП предложило два варианта для своей деятельности: либо Автотранспортная дирекция возобновляет дотации регулярных пассажирских перевозок по маршруту Даугавпилс – Рига – Даугавпилс, либо ДАП возобновляет коммерческие перевозки, но в этом случае предприятие на законодательством должно самостоятельно принимать решение о льготах для соответствующих категорий пассажиров, в частности речь идет о перевозки инвалидов, имеющих такие льготы.
Только второй вариант едва ли кому-то будет выгоден. Во-первых, цена билета на автобус будет порядком выше, чем на поезде, а во-вторых, вероятнее всего, будут отменены льготы для соответствующих категория пассажиров. Но зато, нет никаких сомнений, что в этом случае уж точно по тридцать человек на перроне Даугавпилсского вокзала не останутся.
Между прочим, еще в 2019 году ДАП приобрел два новейших комфортабельных автобуса на 50 посадочных мест туристического класса. В ближайшем будущем планируется закупить еще несколько новых автобусов.
|